Топ-5 брендов полуприцепов с подвижным полом в России и СНГ

ТОП-5 полуприцепов с подвижным полом в России и СНГ

Всего 10 лет назад полуприцепы с подвижным полом были большой редкостью на дорогах России и СНГ. В последнее время ситуация изменилась: каждый год российский рынок увеличивался на триста единиц, а потребители раз за разом убеждались в удобстве и универсальности такой техники.
Сегодня на рекламных площадках можно увидеть предложения по продаже более 10 различных брендов полуприцепов с подвижным полом - от известных до экзотических. Каждый бренд позиционирует себя как единственное и лучшее решение для перевозки щепы, торфа, зерна, муниципальных и промышленных отходов, но так ли это на самом деле?
На первый взгляд все бренды предлагают практически одинаковый продукт. Как это часто бывает, разница кроется в мелочах и деталях. Но когда речь идет о таком серьезном бизнесе, как грузоперевозки, подобные «мелочи» могут оказать существенное влияние на его эффективность.
В этой статье специалисты, более 10 лет работающие с полуприцепами с подвижным полом, познакомят вас с 5 ведущими европейскими брендами, которые стоит рассмотреть при покупке.


ОБЗОР РЫНКА
Производством полуприцепов с подвижным полом в Европейском регионе занимаются около 40 компаний. Интересно, что географическое расположение заводов-изготовителей не совпадает с распределением спроса на полуприцепы с подвижным полом. Есть страны потребители – например, Германия. Есть страны «доноры» - например, Нидерланды или Бельгия.
Объем инвестиций в производство, уровень роботизации, используемые технологии и суммарный объем производства у заводов отличаются на порядки. Большая часть производителей сфокусированы на местных рынках и выпускают всего по несколько единиц в месяц с большой долей ручного труда.
К примеру, объем выпуска полуприцепов с подвижным полом марок Granalu (Испания), Reisch (Германия) или Benalu (Франция), которые изредка можно встретить на наших дорогах – всего около 100 единиц в год.
На российский рынок такие полуприцепы попадали, как правило, уже бывшими в употреблении, а из-за маленького объема рынка, организация сервисных услуг и складов запасных частей не имела никакого коммерческого смысла.
Исключение составляют лишь полуприцепы марки Bodex, которые, несмотря на общий объем выпуска около 200 единиц в год, вплоть до 2018 года занимали существенную долю российского рынка полуприцепов с подвижным полом.
Им это удалось благодаря своей доступности и цене, а также малой активности основных игроков. Рынок сбыта щеповозов Bodex ограничен Польшей, Россией и странами Скандинавии. Одна из причин ограничения – большое количество стальных компонент в конструкции, а потому - существенно больший вес.


ВЕДУЩАЯ ПЯТЕРКА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Ведущая пятерка брендов суммарно занимает более 70% общего объема выпуска и ориентирована на весь европейский регион. Отрыв в уровне производства и постпродажного обслуживания у ТОП-5 от остальных 35+ компаний изготовителей настолько значительный, что последние не вызывают интереса у опытных покупателей.
Поэтому мы проанализировали ТОП-5 компаний-изготовителей полуприцепов с подвижным полом, основываясь на опубликованных материалах, сайтах производителей, дилеров и их коммерческих предложений. Детальное сравнение конструкций мы проведем в отдельной статье, а пока ограничимся основными концептуальными подходами заводов к производству массовых моделей щеповозов.
Особое внимание уделим наличию в портфеле продуктов специальных усиленных версий. Часто этот факт имеет решающее значение при выборе – не только из-за возможной эксплуатации в трудных дорожных и климатических условиях нашей страны, но и в связи с традиционными превышениями водителями норм загрузки.
Места в топ-5 распределены в соответствии с объемом производства полуприцепов с подвижным полом
Австрийская группа компаний Schwartzmuller является самым крупным производителем полуприцепов в рассматриваемой нами пятерке. На заводах группы выпускается практически весь спектр полуприцепной техники от шторно-бортовых до полуприцепов-цистерн.
Однако, по объему производства полуприцепов с подвижным полом Schwartzmuller находится лишь на 5-м месте с объемом около 400 единиц в год. Более половины этого объема полуприцепов с подвижным полом продается в Австрии, остальная часть продаж равномерно распределена между странами-соседями.
В производственной гамме компании Schwartzmuller представлены только две модели полуприцепов с подвижным полом: стандартная конфигурация с задними воротами и модель с боковыми дверями.
Ориентация компании на внутренний рынок привела к тому, что конструкция, а также весовые и нагрузочные параметры полуприцепов, соответствуют достаточно низкому австрийскому регламенту: максимальная разрешенная нагрузка на сцепное устройство не более 12 тонн, на оси – по 8 тонн. Как следствие - максимальные технические нагрузки у Schwartzmuller существенно ниже нидерландских или бельгийских конкурентов. Кроме ограниченных нагрузочно-весовых характеристик, у полуприцепов с подвижным полом этой марки весьма скромный набор опций и вариантов.
Тем не менее, конструкция и качество Schwartzmuller не вызывают сомнений, и при грамотной эксплуатации полуприцепы этой марки прослужат долгие годы.
Достоинства:
  • хорошие материалы и компоненты, высокое качество изготовления
  • хорошие эксплуатационные качества
  • узнаваемый и престижный бренд
Недостатки:
  • нагрузочные характеристики стандартных версий недостаточны для российских условий
  • отсутствие усиленных версий для эксплуатации в тяжелых условиях
  • отсутствие стандартных версий для работы с тягачами 6х2 и 6х4


Нидерландский завод Kraker Trailers - самый молодой из ТОП-5. Он был основан в 1989 году и выпускает только полуприцепы с подвижным полом. Объем выпуска составляет около 700 единиц в год.
Дилерская сеть компании охватывает почти весь европейский регион. Доля рынка в странах присутствия бренда находится в пределах 10-20% . Несмотря на ограниченные инвестиционные возможности, компании Kraker Trailers удается успешно конкурировать за счет собственных инженерных решений и удачного маркетинга. К примеру, несколько лет назад завод предложил рынку модель Kraker K-Force с болтовым способом соединения корпуса.
Сегодня в производственной программе завода Kraker Trailers остались 2 модели полуприцепов с подвижным полом на базе общего решения K-Force. Остальные модели являются лишь маркетинговыми решениями и отличаются от базовых лишь частью размеров или опций.
Модель K-Force производится методом крупноузловой сборки из машинокомплекта в Польше или Санкт-Петербурге, что существенно экономит производственные площади и инвестиции в оборудование. Так, например, покрасочная камера и оборудование для подготовки и покраски полуприцепа целиком, или каждой стенки корпуса по отдельности, будут принципиально разных размеров и стоимости.
В качестве усиленной версии модели конструкторы Kraker Trailers предлагают модель K-Force HD, отличающуюся от стандартной сварным (не болтовым!) шасси и увеличенным количеством поперечных балок. Их теперь 41 – почти столько же, сколько у лидера, Knapen HDX.
Достоинства:
  • хорошее качество изготовления и долговечность полуприцепа при заводской сборке
  • хорошие эксплуатационные качества и имидж
  • хорошая ремонтопригодность при аварийных случаях (за счет болтовой конструкции)
  • наличие усиленной версии модели Kraker K-Force HD
  • меньшая стоимость по сравнению с конкурентами
Недостатки:
  • недоказанное качество при сборке из машинокомплектов
  • недоказанная надежность при традиционной «российской» эксплуатации на длительном интервале времени
  • конструкция системы пола без подрамника с установкой пластиковых опорных направляющих непосредственно на поперечные балки
Третьим игроком из ТОП-5 по объему производства является французская компания Legras Industries, выпускающая около 800 полуприцепов с подвижным полом ежегодно. Основанная почти век назад в последние годы компания переживала не простые времена, и в 2022 году была куплена компанией Benalu (Франция) при финансовой поддержке французской инвестиционной компании Arcole.
Объединенная группа получила название Benalu-Legras Group, и стала самым крупным французским производителем полуприцепов. Будущая политика группы в отношении дилерских сетей компаний пока не известна. Ранее дилерская сеть Legras была ориентирована прежде всего на внутренний рынок и центральную Европу.
В более восточных регионах дилерская сеть компании Legras представлена слабо, и, в основном, мелкими компаниями.
Концепция производства полуприцепов у Legras отличается от остальных компаний из ТОП-5. Вы наверняка обращали внимание на французские легковые автомобили. Их можно перепутать с другими европейскими, только если в их разработке принимали участие иностранные дизайнеры, например Pininfarina (Италия).
В остальных случаях результат не всегда «красив». Так же и с полуприцепами – Legras все делает сам, и шасси и гидравлику и даже планки пола. И, если остальные изготовители используют унифицированные комплекты Cargo Floor, и их системы пола взаимозаменяемы на 90%, то в случае с Legras - вам прямая дорога во Францию на завод, поскольку у какого-нибудь ближайшего балтийского дилера, продающего по паре щеповозов в год, склада запчастей фактически нет.
Процесс производства щеповозов на заводе Legras Industries автоматизирован существенно меньше, чем у Stas, и, тем более - у Knapen Trailers. Много процессов осуществляется в ручном режиме - например, сварка корпуса.
Межпанельные сварочные швы внутри корпуса щеповоза выполняются вручную, и не по всей длине, а только в 3-х местах длиной порядка 20 см. Это - типичный подход «южных или экономных» производителей, которых не особенно волнует проникновение влаги в межпанельные стыки.
Стандартная модель полуприцепа щеповоза, предназначенная для перевозки широкого спектра сыпучих и генеральных грузов в варианте с частично самонесущим корпусом (коммерческий индекс Legras SBS) не имеет усиленной версии.
Достоинства:
  • надежная конструкция и современные инженерные решения
  • хорошее качество изготовления и долговечность щеповоза
  • хорошие эксплуатационные качества и имидж
Недостатки:
  • высокая стоимость
  • несовместимость системы подвижного пола и ее компонентов с продукцией Cargo Floor
  • конструкция системы пола без подрамника с установкой пластиковых опорных направляющих непосредственно на поперечные балки
  • отсутствие специальной версии для эксплуатации в тяжелых условиях с усилением шасси и корпуса щеповоза
  • практическое отсутствие официальных сервисов и продавцов оригинальных запасных частей на территории РФ и ближних стран, а также долгая и дорогая логистика поставок запчастей с завода.
Вторым по объему выпуска щеповозов и по размеру дилерской сети в Европе является бельгийская семейная компания Stas. История компании начинается в прошлом столетии, а основная деятельность по производству прицепов началась в середине 50х годов. Основная специализация компании – традиционные самосвальные полуприцепы с подъемным типом кузова.
Годовой объем выпуска компании Stas в 2022 году составил 1800 полуприцепов-самосвалов и 900 полуприцепов с подвижным полом. Stas имеет разветвленную дилерскую сеть с основной фокусировкой в центральной Европе на своих ближайших крупных соседях - Франции и Германии.
Stas старается идти в ногу со временем, и использует имеющиеся ресурсы для автоматизации и роботизации производства. Однако, наличие разных продуктов в производственной программе любого завода приводит к попыткам унификации компонент конструкций. А такие компромиссы, в свою очередь, снижают конечные характеристики продукта.
Рассматривая вблизи шасси полуприцепа щеповоза Stas, нельзя не заметить элементы конструкции, сделанные из «уголка». Подобные решения нормально смотрелись бы на отечественном прицепе эконом-класса, но не на продукте, претендующем на «премиум». Такие же «мелочи» относятся и к другим элементам конструкции и фурнитуре полуприцепов Stas, хотя на эксплуатационные характеристики они влияния не оказывают.
В качестве специального российского решения Stas предлагает только стандартную европейскую версию щеповоза Stas Biostar, шасси и корпус которого не имеют никакого дополнительного усиления, а в комплектацию добавлены лишь дополнительные твистеры под планками пола и дополнительная запорная штанга на задних дверях.
С точки зрения конструкции подвижного пола Stas использует схему с подрамником, в котором планки пола опираются через пластиковые опорные направляющие (твистеры) на систему продольных трубок квадратного сечения. Эта схема позволяет равномерно распределять нагрузки, и в конечном счете приводит к увеличению срока службы пола.
Достоинства:
  • надежная конструкция и современные инженерные решения
  • хорошее качество изготовления и долговечность щеповоза
  • хорошие эксплуатационные качества
  • узнаваемый и престижный бренд
  • высокая ликвидность и остаточная стоимость
Недостатки:
  • узкая линейка версий в стандарте в отношении геометрических параметров полуприцепа
  • отсутствие специальной версии для эксплуатации в тяжелых условиях с усилением шасси и корпуса щеповоза
Ведущим игроком европейского рынка полуприцепов щеповозов является компания Knapen Trailers (Нидерланды) c годовым объемом выпуска более 2000 полуприцепов с подвижным полом. С момента своего создания в 1984 году, компания изготавливала различные типы полуприцепов, в том числе -традиционные самосвальные с подъемным типом кузова.
С 2003 года в Knapen выбрали  специализацию исключительно на полуприцепах с подвижным полом. Это позволило сфокусировать весь инженерный и финансовый потенциал на одном типе техники, разработать и оптимизировать конструкции и выстроить максимально эффективное производство.
Компания Knapen Trailers в течение долгих лет прочно удерживает позицию лидера направления полуприцепов с подвижным полом и постоянно предлагает рынку новые и инновационные технические решения, которые впоследствии перенимаются другими производителями.
Внимание инженеров, технологов и испытателей компании сосредоточены не только на основных компонентах и конструкциях щеповоза, но и на всех остальных составляющих, вплоть до самых мелких деталей. Это позволяет заводу поддерживать высокий уровень качества полуприцепов и устанавливать планку для всей индустрии. Именно поэтому в парках большинства европейских компаний, предлагающих полуприцепы в аренду, чаще всего можно встретить именно полуприцепы марки Knapen Trailers.
В 2019 году компания вошла в немецкую Krone Group как самостоятельный бренд с собственной дилерской сетью. Европейская дилерская сеть Knapen Trailers представлена практически во всех странах, за исключением Греции и Турции.
Предъявляемые на заводе требования к качеству, надежности и имиджу очень высоки, поэтому для рынка России и СНГ Knapen Trailers разработал специальную усиленную модификацию своей массовой модели щеповоза Knapen NEXT.
Усиленный щеповоз имеет коммерческий индекс модели Knapen HDX, и по объему усилений существенно превосходит все усиленные аналоги конкурентов из ТОП-5. Перечень усиления моделей Knapen HDX касается шасси, осей и подвески, корпуса, системы пола и запорной фурнитуры в котором 10 обязательных и 4 дополнительных пункта.
Достоинства:
  • широкая линейка версий стандартных моделей, в том числе  для различных типов тягачей – от 4х2 до 6х4 и 6х6 (с возможностью выбора высоты сцепного устройства,  колесной базы, межосевых расстояний, общей высоты прицепа и комплектации)
  • самый широкий перечень усиления «российской» версии HDX
  • максимально передовые технологии, высокая степень роботизации производства, стандарты качества Knapen и Krone Group
  • высокая надежность, эффективность, имидж
  • высокая ликвидность и высокая остаточная стоимость
Недостатки:
  • высокая стоимость
  • высокий спрос и, как следствие, долгий срок ожидания индивидуальных версий полуприцепов, который может достигать от 6 до 12 месяцев для отдельных моделей


ЧТО В ИТОГЕ
Все компании-изготовители полуприцепов щеповозов из ТОП-5 занимают значимое положение на Европейском рынке, имеют современную конструкцию, надежны и эффективны. Каждый полуприцеп из этих марок будет достойным пополнением вашего автопарка, способным решить широкий спектр задач по перевозкам сыпучих и генеральных грузов.
Применительно к использованию в России, выбор в пользу того или иного бренда сильно зависит от задач по перевозкам, условий эксплуатации и горизонта планирования. Для большинства случаев выбор полуприцепов с подвижным полом в усиленных версиях является более предпочтительным.
Однако, в современных условиях ограничений по поставкам европейских марок на российский рынок, фактор доступности щеповоза выходит на первое место наряду со стоимостью.
Детальный разбор технических различий полуприцепов с подвижным полом ведущих марок мы представим в наших следующих публикациях.

Получите техническую консультацию и выберите свой Knapen у официального дилера!
2023-03-02 10:43